На протяжении 10 лет, серии игр STALKER удается удерживать свою популярность, ведь число фанатов серии и модов на STALKER постепенно увеличивается. Официальным разработчиком игровой серии является компания GSC Game World, раннее занимавшаяся разработкой однопользовательских стратегий, которые пользовались популярностью среди фанатского сообщества.
Oblivion Lost
Создание первой игры Oblivion Lost началось в 2001 году, в тот момент, когда украинская студия показала игрокам первый трейлер своего будущего проекта. Увиденное в трейлере, вызвало немалый интерес со стороны аудитории и именно тогда, серия получила своих первых фанатов.
На одном из интервью, разработчики сообщили о том, что специально для Oblivion Lost был создан X-Ray, физический движок, который послужит основной для остальных проектов серии STALKER. Основные возможности движка, показанные создателями игры, еще сильнее подогрели интерес аудитории.
Тень Чернобыля
На протяжении 6 лет, GSC Game World с усердием работала над собственным проектом и в 2007 вышла полноценная версия игры, однако к её релизу название проекта сменили с Oblivion Lost на STALKER: Тень Чернобыля. Однако, к сожалению первых фанатов, изменения коснулись не только названия, но и геймплейной составляющей проекта, что привело к небольшому недовольству, ведь изначально игра планировалась как динамичный шутер, связанный с изучением открытого мира и свободным перемещением по игровым локациям, однако, на одном из этапов создания проекта, разработчики решили сделать сюжет основной «движущей силой» игрового процесса.
Игроки, которые ознакомились с игрой до полноценного релиза, неоднозначно отреагировали на подобное поведение разработчиков, но никто из не стал оспаривать тот факт, что новый проект STALKER получился прорывным и действительно стоил такого ожидания. Согласно рецензиям игровых журналистов того времени, наиболее проработанным элементом игры является необычная атмосфера, которая тщательно поддерживается подобающим внешним оформлением локаций, разнообразием игровых занятий и живым окружающим миром. Однако среди многочисленных сильных сторон нашлась одна слабая, чья значимость превышала ценность некоторых плюсов, а именно слабая техническая реализация проекта, ставшая причиной многочисленных багов, заеданий и прочих неприятных игровых моментов.
Несмотря на наличие багов, STALKER: Тень Чернобыля стала популярной среди игроков, которые стали ожидать второго проекта серии, с последующим исправлением ошибок и повышением качества имеющегося контента и GSC Game World предоставила фанатам подобный проект, назвав его СТАЛКЕР: Чистое Небо.
Чистое Небо
Сюжетная составляющая игры STALKER: Чистое Небо является предысторией событий, описанных в Тени Чернобыля. В основном, разработчики не сделали особых изменений в сюжетной кампании игры и она осталась прежним сюжетом для типичного боевика, а большая часть произведенных изменений связана с геймплеем и игровым наполнением: появились новые локации, группировки, новое снаряжение. Изменениям подверглась система восстановления здоровья, которое стало медленней восстанавливаться, что вынуждало игроков тщательней продумывать свои действия.
На этот раз журналисты и издательства прохладней приняли игру STALKER, ведь разработчиками не была исправлена ключевая проблема предыдущей части. У многих сложилось мнение, что GSC Game World или не может, или не хочет исправить проблемную техническую сторону собственных игр. Сами GSC Game World изучили негативные отзывы и замечания, и решили сделать непродолжительную паузу и начать разработку третьей игры серии.
Зов Припяти
STALKER: Зов Припяти вышла в 2009 и привлекла внимание всех фанатов серии, которые ринулись покупать продолжение любимой серии. На этот раз разработчики тщательно отшлифовали игровой мир и сделали его максимально реалистичным: Припять, Чернобыль и окрестности ЧАЭС были с точностью перенесены в игровой мир Зоны. Также, GSC Game World переместила главного героя, майора Александра Дегтярева, на новые локации, несхожие с локациями предыдущих игр. Помимо новых локаций, в игре появилась система достижений, специальные персонажи-проводники, которые способны помочь игроку попасть из одной точки локации в другую, новые улучшения и модификации для игрового снаряжения и вооружения, а также, в игре появилось два новых мутанта: бюрер и химера, которые присутствовали в предыдущих играх серии, но были вырезаны по неизвестной причине.
В STALKER: Зов Припяти нашлось и место для значимых изменений, которые, в основном, касаются игрового наполнения. Разработчики сделали выбросы более мощными, из-за чего сталкерам необходимо скрываться в оборудованных убежищах, преобразили модель поведения мутантов, которые стали более умными и опасными, уменьшили членство группировок и увеличили игровые локации в размерах.
Игроки тепло приняли STALKER: Зов Припяти назвав его самой лучшей игрой серии STALKER, однако некоторые игровые журналисты были не согласны с мнением обычных игроков. Многие журналисты вновь затронули тему, связанную со слабостями технической стороны, а также нашли новые проблемы. Дело в том, что GSC Game World в целях достижения максимальной работоспособности своего нового проекта специально подпортила графическую составляющую игру, назвав весь процесс «оптимизацией». Также, игровыми издательствами была затронута тема устаревшего многопользовательского режима, который со времен первой части серии не пережил серьезных изменений или нововведений.
Несмотря на вышеперечисленные проблемные моменты, игровая серия STALKER до сих пор остается популярной среди фанатского сообщества и продолжает свою жизнедеятельность благодаря фанатам, регулярно улучшающими и преобразовывающими игры серии, используя собственные авторские моды, число которых постепенно увеличиваются благодаря расширению возможностей как игровых технологий, так игровых устройств.