Пороховые моды, ау!
Серия Total War снискала такую большую популярность в немалой степени из-за модов. Предлагаем Обзор мода "1648" на Medieval II: Total War на тематику эпохи пороха!
А ведь в XVI-XVIII веках было столько кровопролитных войн, что о них просто нельзя не рассказать, поэтому мододелы по мере своих сил исправляют это досадное недоразумение. Но, к моему великому сожалению, стараются не очень. Помню добротный мод, повествующий о гражданской войне в Англии, наблюдаю за долгостроем Ренессанс: Total War, опробовал слабые попытки перейти в XIX век, окончившиеся на стадии беты: Isandlwana и Secession. И… и всё.
Больше нет модификаций на тематику эпохи пороха, хотя, казалось бы, это практически неисчерпаемый источник для творчества… Но иногда и на пустыре может вырасти прекрасное дерево. Так случилось и сейчас – недавно я опробовал мод 1648 и сейчас хочу поделиться с вами своими впечатлениями от этой жемчужины - Обзор мода "1648" на Medieval II: Total War.
Великая война
Как можно понять из названия, мод повествует о Тридцатилетней войне, бушевавшей на территории Европы в 1618-1648 годах. Поистине, это первый в истории Европы военный конфликт, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны: участие в ней принимали Испания, Франция, Англия, Дания, Швеция, Речь Посполитая и даже Московское Царство. Однако практически все боевые действия проходили на территории Священной Римской Империи и та в полной мере ощутила её чудовищные последствия: погибло свыше пяти миллионов человек, многие районы страны оказались опустошены и долгое время оставались безлюдными, треть германских городов лежала в руинах.
В этой войне причудливо переплелись династические, национальные и религиозные интересы, в отдалённых уголках Европы она сопутствовала другим небольшим войнам, а её окончание и подписание Вестфальского мирного договора оформило новую модель международных отношений, ориентированных прежде всего на национальные интересы, а не династические и религиозные, а также положило конец доминированию Габсбургов в Европе.
Такая великая война просто не могла быть обойдена вниманием и недавно на суд публики немецкие мододелы представили своё творение - мод, повествующий о первой общеевропейской войне.
Знакомство
Модификация весит довольно порядочно - 4 гб, и уже это одно заставляет задуматься, сколько же всего там добавлено. Начнём с того, что мод делался в Германии и, соответственно, на немецком: это конечно придаёт дополнительного антуража, но очень сильно мешает. Загрузочные экраны, оформленные в виде картин того времени, посвящённым ужасам войны, цитаты современников, весьма недурственная музыка – всё это здесь присутствует.
Решив пока повременить с кампанией, я сразу решил сыграть в случайную битву… Да-а, не зря я недавно купил новые колонки и сабвуфер – такой канонады артиллерийских орудий я ещё нигде не слышал: она просто завораживает. В первые минут пять я только и мог, что поднять камеру ввысь и наблюдать за перестрелкой моей и вражеской батарей, наслаждаясь грохотом выстрелов, взрывов и дымком, окутывающим пушки. Но вот наконец я увидел, как пикинёры врага приближаются к моим и опустил камеру вниз…. И опять поразился, что такая маленькая деталь, как барабанная дробь наступающих полков, может создать ощущение присутствия, заставить поверить в происходящее.
В оригинале и всех модах, которые я встречал доныне, воины наступали тихо и почти без звука – здесь же совсем по-другому: у каждого регулярного отряда пехоты есть свой капитан, знаменосец и барабанщик, последний выбивает барабанную дробь и под неё мерно ступают солдаты. Невольно веришь, что находишься на поле боя XVII столетия и отдаёшь приказы настоящим полкам. Музыка под стать ситуации: когда войска идут в атаку, сближаясь друг с другом - играет тревожная музыка, при схождении воинских ратей она сменяется на боевую, грозную, а бегство врага сопровождается азартной, заставляющей подстегнуть коня и погнаться за убегающими супостатами.
Однако качество самих моделей оставляет желать лучшего – они и сами по себе выглядят не очень чётко, а уж влияние на них погодных условий: обледенение зимой, забрызгивание грязью и т.д. и вовсе делают из них не очень лицеприятное зрелище. Некоторые юниты несбалансированы, а иные страдают от багов. Так, за всю кампанию я так и не смог научить своих кирасиров внятно стрелять, зато саксонские конные карабинеры просто выкашивали мои ряды.
Мораль здесь, как и положено пороховому моду, просто тает от мушкетных и орудийных залпов. Отряды могут побежать от огня, потеряв меньше трети личного состава (правда, отбежав немного, практически всегда приходят в себя, перестраиваются и идут в новую атаку), а в чисто рукопашных схватках порой дерутся до последнего - даже вооружённое чем попало городское ополчение.
Особенности кампании
Наконец, я приступил к кампании. Для игры нам доступно множество фракций – преимущественно небольшие государства СРИ, как католические, так и протестантские, но также и иностранные государства, являющиеся непосредственными соседями, участвовавшими в войне на той или иной стороне. Всего играбельных фракций 16 и вот их полный список: королевство Шведское, Французское королевство, императорский Австрийский дом, Старая Конфедерация (Швейцария), Утрехтская уния (Нидерланды), герцогство Брауншвейг, курфюршество Саксония, курфюршество Пфальц, Датское королевство, герцогство Бавария, Речь Посполитая (Польша), княжество-епископство Бремен, Богемия (современная Чехия), герцогство Вюртемберг, Пруссия и курфюршеское архиепископство Майнц.
У каждой из немецких “стран” есть свои небольшие особенности, но линейка воинов в общем то очень похожа, а вот у Великих Держав войска очень отличны от стандартных: тут и крылатые польские гусары, хорунжие, так и французские алебардщики с королевскими мушкетёрами, саамские лучники у шведов, также красные, синие, жёлтые бригады Густава Адольфа, шотландские наёмники, у Габсбургов же это знаменитые испанские терции, мечники-кабальеро и благородные конники-идальго, а также тирольские стрелки и многое другое. Богемцы же имеют знаменитые стрелковые повозки.
Но имейте ввиду – это не все фракции: по мере игры будут появляться новые игроки, в основном это небольшие немецкие княжества, появляющиеся как орды с двумя-тремя армиями. Встретятся также и трансильванцы, а уж османское вторжение австрийцы запомнят надолго.
Итак, вернёмся собственно к кампании. Карта европы просто пестрит разными цветами – владения различных государств находятся в разных частях страны: например курфюршество Пфальцское имеет один город севернее Баварии, два чуть восточнее Франции и ещё несколько небольших анклавов на севере и юге. И так почти со всеми. Это призвано показать раздробленность владений различных домов и общую ситуацию неразберихи в Рейхе.Разработчики поступили мудро, сделав две противоборствующие фракции: Католическую лигу и Евангелистскую унию – они то и вмещают в себя десятки и сотни мелких княжеств, размером с напёрсток. Католики сильны на юге, оплотом же протестантов, соответственно, является север.
В отношении городов здесь разработчиками было принято весьма неординарное решение. В то время их было огромное количество, поэтому, дабы уместиться в максимальное количество провинций, были оставлены лишь большие важные города, а мелкие превращены в стационарные форты. Они не исчезают со временем, в битве выглядят, как и города, но строить здания и нанимать солдат в них нельзя, также как и получать доход. Скорее это опорные точки на пути к городам, которые могут бесплатно содержать до 10 отрядов в гарнизоне. По этим же причинам генералы не могут строить временные крепости,нет и замков – только города и города-форты.
В году здесь 12 (двенадцать!) месяцев, примерно поровну делящихся между летом и зимой. Летом и передвигаться по карте приятно – солнышко, птички поют, дорога хорошая… а вот зимой армии тащатся как черепахи и один месячный переход зимой, в снег, занимает чуть ли не в 5 раз больше времени. Это особенно актуально, учитывая то, что армия нуждается в провианте и при его отсутствии начинает голодать: теряет боевой дух, передвигается ещё медленнее, а в случае отсутствия генерала и вовсе дезертирует. С этой проблемой призваны справляться продовольственные обозы – они нанимаются в городах, как обычный отряд и пара таких вагонов способна уберечь армию от голода в течение нескольких месяцев, а в самом начале пути и вовсе даёт им прибавку к морали в +2 и немного увеличивает скорость передвижения. Однако иногда пища полностью заканчивается и при наличии обозов (особенно зимой), тогда штурм крепостей и битва в открытом поле являются весьма рискованным предприятием, ибо при морали -8 ваши войска могут разбежаться и от намного меньшей по численности, но наевшейся досыта армии.
В такой ситуации ведение боевых действий зимой будет не очень хорошей затеей и попадающиеся то тут, то там города-форты спасут армию от голода, ведь в них можно перезимовать и запастись провиантом. Впрочем, не по земле одной могут ходить армии – здесь очень много судоходных рек и иногда проще сделать на кораблях небольшой крюк, но зато это будет быстрее и безопаснее.
Архитектура и строительство
Древо зданий, конечно же, абсолютно изменилось – но основная идея их разветвления понятна и я не столкнулся с очень уж большими трудностями, несмотря на попытку сделать это при помощи названий и описания на немецком. Главное, что здесь стоит отметить:
- Есть здания-мануфактуры, своего рода мини-города, как в Empire – появляются в заранее определённых местах на карте провинции в качестве “товара”, как рудники, то бишь на них можно послать торговца для получения прибыли. Кроме того, они немного увеличивают прирост населения, общественный порядок или торговлю в городе.
- Казармы, конюшни и артиллерийские мастерские. Они производят соответственно пехоту, конницу и артиллерию, причём нанимать можно в каждом городе хоть по 9 отрядов за ход. На первом уровне казарм доступно городское ополчение с баграми, на втором аркебузиры и пикинёры, а на третьем – гранатометатели (соответственно у сильных держав есть возможность нанимать уникальные для них виды войск). Конюшни предоставляют кирасиров на 1 уровне и на 3-ем добавляют к ним генеральский отряд (что очень кстати, учитывая медленное рождение и взросление членов династии, а также почти 100% вероятность дезертирства армии без предводителя). Артиллерия представлена мортирами, полевыми пушками и осадными орудиями. Три уровня военных построек, однако они не будут доступны, пока вы последовательно не проведёте военные реформы для 2 и 3 из них. Они представлены здесь как здание и ничем особым среди остальных не выделяются (спасибо моему шестому чувству, что помогло догадаться мне о необходимости постройки этого здания, для того, чтобы появилась возможность улучшать военные). Кроме этого есть постройки, косвенно влияющие на солдат – а именно плацы для тренировки, конюшни для выращивания более выносливых лошадей и прочая, прочая.
Кстати: разработчики добавили в архитектуру городов небольшую, но немаловажную деталь – бастионы, так что теперь на городских стенах можно расположить несколько орудийных батарей и отныне противник, штурмующий город, уже не будет чувствовать себя так спокойно.
- Отдельным пунктом стоят скриптовые здания. После того или иного действия вам придёт сообщение о том, хотите ли вы построить это непонятное здание в городе, или нет? Я полагаю – это гильдии, но не ими едиными живо скриптовое древо зданий. Когда я, играя за Баварию, захватил протестантский город у одного из князей, то мне пришло сообщение о предложении ввести акт о терпимости – принимая его, я получал возможность постройки какого-то здания, которое упрощало переход в истинную веру и заставляло еретическое население более терпимо относиться к оккупантам. Подозреваю, что оно не единственное и есть другие.
- В остальную категорию я включил здания, улучшающие самые различные показатели города по абсолютно разным поводам. Поверьте, их тьма тьмущая, так что опробуйте мод и распробуйте все их сами.
Войска - от наемников до фанатиков
Возвращаясь к армейским будням, хочу упомянуть о наёмниках, фанатиках и регулярной армии.
Так как эта война являлась прежде всего религиозной, то по обе стороны баррикад друг с другом на поле боя выходят биться католические, либо протестантские фанатики. Они дёшевы, многочисленны, но не слишком опасны…. Если, конечно, вы умеете обращаться с огнестрельным оружием. В рукопашной схватке они довольно неплохо дерутся, но мушкетные залпы и пушечные ядра, а особенно огненные снаряды мортир заставляют их впадать в панику и они беспорядочно носятся по полю боя, пока случайно не выбегут за край карты, или пока их не перебьют. Ополчение городов примерно такое же, разве чуть подороже.
Регулярная армия состоит из всевозможных пикинёров, мушкетёров, конницы и гренадеров. Причём каждый полк при создании получает номерной знак и подпись, где он был создан – таким образом, все регулярные полки являются именными. Они дорого стоят при найме, но относительно дёшевы в обслуживании.
…Дёшевы, по сравнению с наёмниками. Они нанимаются за сущие копейки (100-200 гульденов), но их обслуживание влетает в нехилую такую копеечку (от 800 и выше). Да, в то время был чуть ли не золотой век наёмников, в этом моде они очень многочисленны и дешёвы в найме - можно за 6 тысяч гульденов нанять всех доступных и сформировать 1,5 (полтора!) стека.На следующий ход будут доступны для наёма те же полтора стека и вы вновь сможете нанять ещё полторы армии. Но так как они жутко дорогие в содержании, то создавать наёмные армии на длительный срок очень невыгодно, зато можно нанять их перед битвой, выйграть её, а затем распустить бедолаг, обманув их с месячным жалованием.
Как я уже говорил, можно (и нужно) нанимать в городе генералов, ибо без них любая армия вскоре дезертирует.
В заключение этой части обзора. Несмотря на огромные расходы от содержания армий и постоянную стройку зданий, деньги у меня копились и копились, так что к семидесятому ходу я в качестве герцога Баварии являлся счастливым обладателем полумиллиона гульденов и, заметьте, был не самым богатым правителем. Так что денег здесь, на мой взгляд, очень, чересчур много.
Скрипты, скрипты, скрипты!
Скрипты, их здесь много, очень много.
Начнём с того, что в самом начале после вступительного ролика нас приветствует скрипт с видео, говорящем о начале войны, и большим текстом. Каждый ход появляются скриптовые свитки об исторических событиях и деятелях, иногда за ход их выпадает несколько. Время от времени появляются скриптовые видеоролики, повествующие о том или ином событии, например, вторжение турок или высадка шведского короля Густава Адольфа.
После видеоролика и массы текста под ним мы переносимся к тому или иному месту на карте и может лицезреть появившуюся из ниоткуда армию, либо подсвеченный город, с которым было связано то или иное событие. Также иногда появляется сообщение о “возникновении” “нового” государства и мы лицезреем, как в том или ином месте карты появилось несколько полностековых армий с генералами.
Это не всё – иногда нам приходится ломать голову над какой-то развилкой-событием, которое старательно описывается на немецком языке, а также результаты при его принятии и непринятии.Однажды это было провозглашение акта о веротерпимости, что дало мне новое строение для постройки в городах, в другой раз это было прошение губернатора о выделении средств на подавление мятежа в какой-то из областей.
Это только видимые глазу всплывающие скрипты – а сколько их запрятано! Например, времена года и связанное с ними уменьшение проходимости армий, а также продвагоны и зависящая от сытости солдат мораль и многое, многое другое. В общем, здесь очень много скриптов, они тут везде. И ведь чувствовал, что обилие скриптов до добра не доведёт…Но об этом - в конце следующей части.
Баварский крестовый поход
Решив примерить на себя роль ярого католика и ревностного хранителя папского престола, я начал игру за герцогство Бавария, трёхпровинчатую страну, компактно расположенную чуть выше Тироля и на северо-востоке от Швейцарии. Это и не однопровинчатый Бремен, с другой стороны и не гигантская Австрия – как раз самое то для первой кампании.
Обнаружил я себя владельцем 3 городов и множества городков-крепостей, в каждой из которых находилось по генералу . На старте я в союзе с католической лигой, архиепископством Майнц и Императором Священной Римской Империи (по совместительству владыкой Австрии), а воюю против Пфальца и Богемии. Что же, значит направление первого удара уже выбрано за нас. Однако перед наступлением на пфальцский Аугсбург, что находился на севере от моих владений, я решил укрепить экономику своих городов и создать приличную армию.
На это у меня ушло ровно 3 го да(36 ходов), и, к моему великому сожалению, меня даже никто не пытался атаковать, зато когда в 1621 году я выступил своими двумя армиями на север, я обнаружил подле вражеского города 4 армии. Мне повезло, что неподалёку располагалось несколько слабозащищённых фортов и взяв их, я смог пополнить запасы провизии и зимой 1621 года разбить все вражеские армии и занять город. Он оказался важным торговым центром и гульдены потекли ко мне рекой.
Следующие несколько месяцев были потрачены на овладевание оставшимися вражескими крепостями, а на 1622 год была назначена операция по захвату северного богемского городка, которая была блестяще проведена. Во всех сражениях потери противника были в 2-3 раза выше, всё из-за грамотных действий на поле боя и сытости солдат. В конце 1622 года во владения Австрийских Габсбургов вторглись турки, а мне войну обьявила Саксония. Я просчитался, решив, что с ней будет справиться также легко, как и с восточными владениями Пфальца.
Не тут то было - их читерские конные драгуны просто выкашивали мои ряды и их единственный генерал во главе стека разбил 2 баварские армии и чуть было не взял отвоёванный у Богемии город, но, слава наёмникам, в третий раз их армия была наголову разбита, а генерал обезглавлен, да и то - ценой потери почти всей наёмной армии. Теперь настал черёд Баварии нанести ответный удар....
В начале же 1623 года 2 элитные армии под командованием самого герцога Максимилиана двинулись на Прагу, по пути захватывая крепости с небольшими гарнизонами. Но Богемию им захватить так и не было суждено... В конце концов обилие скриптов свело мою кампанию в могилу – после 50 хода время от времени игра начала вылетать, а 79 ход и невозможность его окончания по причине 100% вылета из игры поставили на моей игре за Баварию большой и жирный крест. Католический.
Бочка дёгтя в канистре мёда
В любом моде помимо красоты и выдающихся особенностей встречаются и недочёты, баги и прочие вещи, в общем, дёготь. Куда уж без него:
- Мод на немецком. Соответственно – гигантское количество видеороликов, исторических справок, событий, скриптов, описаний всего-всего очень трудно, а порой и совсем невозможно понять. С древом построек и войск, некоторыми короткими сообщениями ещё можно сладить, но вот с остальным – увы;
- Некоторые войска не имеют текстур (шкурок) – этакие рыцари в сияющих доспехах. К счастью это касается только некоторых региональных наёмников;
- Невозможно играть в ночные битвы из-за кромешной тьмы;
- Посредственное качество юнитов;
- Из-за обилия скриптов и прочих наворотов мод вылетает. Вплоть до 50 хода у меня это произошло раза 2, но после стало всё чаще и чаще: в итоге к 75 ходу мне приходилось на всякий случай сохраняться после каждой важной битвы и перед концом хода, а 79 ход я так и не смог преодолеть – при битве или нажатии на конец хода вылетает табличка, где по немецки написано, что разработчики без понятия, что же это может быть за баг. Игра при этом зависает намертво.